>>> Назад   О спектакле  Сергей Алдонин  Участники проекта  С нами работали  Фотографии спектакля  Пресса и отзывы  события  Форум  Контакты  Ссылки

Мастер и Маргарита

Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая, стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших ее. И тогда подошла она к окну, открыла его и говорит: Как вы мне все надоели, что я даже выразить этого не могу, и так я счастлива, что с вами расстаюсь! Ну вас к чертовой матери!Невидима и свободна! Невидима и свободна! И полетела .

Думается, многие театралы помнят, как несколько лет назад по Москве пронесся слух, что в ГИТИСе компания студентов мастерской Марка Захарова играет любопытный спектакль Мастер и Маргарита . Искрометный юмор в сочетании с щемящей грустью, слаженный актерский ансамбль, оригинальная режиссура все это привлекало к Мастеру... пристальное внимание. Поэтому идея восстановить спектакль была рискованной. Удастся ли повторить успех? Ведь большая сцена это не ГИТИСовская аудитория, и то, что прекрасно работало в камерном пространстве, могло уйти, рассеяться. Но состоявшаяся премьера развеяла все сомнения и подтвердила состоятельность и актуальность режиссерского замысла.

Новый молодежный проект Мастер и Маргарита , трагикомические фантазии в двух действиях по одноименному роману Михаила Булгакова, построен по принципу синтеза театрального искусства и элементов шоу: бешеный темпо-ритм, сменяющиеся мизансцены по принципу кинокадра, яркая визуальная форма, оригинальный сценарий сделали этот проект одним из самых модных и посещаемых проектов Москвы. Теперь же пришло время и Санкт-Петербургу увидеть эту уникальную постановку.

Литературный материал, взятый для постановки, уже самим названием привлекает внимание публики Мастер и Маргарита Михаила Булгакова.

Первая версия спектакля была создана в рамках Российской Академии Театрального Искусства, в Мастерской художественного руководителя московского театра ЛЕНКОМ , народного артиста СССР, профессора М.Захарова. Спектакль был показан на различную зрительскую аудиторию: профессиональные актеры, режиссеры, критики, представители СМИ, студенты различных ВУЗов, представители среднего офисного звена (менеджеры, банковские служащие и пр.). Успех спектакля был не только отмечен большим зрительским интересом, но и награжден дипломами газеты Московский комсомолец , фестиваля Эра милосердия (фонда дома-музея В.С. Высоцкого) и т.д. О спектакле было снято несколько телевизионных репортажей на каналах Культура , ТВ-6 .

В 1999 году первая, студенческая версия спектакля была успешно показана на гастролях (Тамбов, Киров). Позднее возникли предложения на проведения гастролей в других городах и странах (Санкт-Петербург, Казань, Алма-Аты, Германия, Голландия, Франция и т.д.).

Поскольку основные участники спектакля закончили обучение в Театральной Академии, спектакль не мог сохранять статус студенческого.

Решение о новой версии спектакля Мастер и Маргарита для показа на профессиональной сцене возникло после получения гранда Института Открытое общество (фонд Сороса) на создание профессиональной сценической версии, и многочисленных откликов сложившейся за этот период своей зрительской аудитории.

Дипломный спектакль по роману Мастер и Маргарита , созданный несколько лет назад студентами гитисовской мастерской Марка Захарова, после порядка 50 успешных показов в самом ГИТИСе и на различных фестивалях в Москве и за ее пределами включен с некоторыми изменениями в постоянный репертуар одного из старейших театров Москвы Театра имени Станиславского, где 1 марта 2001 года с успехом прошла премьера нового варианта спектакля.

Режиссер Сергей Алдонин, сам учившийся в этой же легендарной мастерской Марка Захарова, включил в инсценировку фрагменты из черновиков романа, что, по его мнению, позволяет акцентировать главные темы, волновавшие Булгакова.

Можно сказать сразу: педантам от литературы и любителям канонических прочтений на спектакле делать нечего. Ибо текстовая композиция до такой степени вольна, что можно заподозрить пресловутую адаптацию . Но нет: строчки булгаковского романа неспроста считаются наделенными мистической силой они словно бы сами вдруг перетасовались и легли в другом порядке, не утеряв при этом ни грамма значимости. А вся чертовщина вышла на первый план, закрутив действие по своему усмотрению. Сценический мир всецело отдан во власть Мессиру Воланду (Евгений Редько), мрачному и элегантному господину, чей взгляд обладает рентгеновской проницательностью, а голос с легкостью отчеканивает пророчества.

Воланд абсолютный хозяин Вселенной, ему не свойственны внутренние противоречия, хотя и расстраивает состояние дел вокруг. Желая распознать человечество получше, Князь Тьмы и его разудалая компания (Гелла Елена Морозова, Азазелло Владислав Гольков, Фагот Сергей Алдонин, Бегемот Сергей Рябцев), внешним видом и манерами напоминающая пресловутых стиляг , преображаются то в санитаров клиники Стравинского, то в безжалостных работников Массолита. Они аккуратно провоцируют гибель раздувшегося от собственной спеси Миши Берлиоза (Сергей Фролов), в их руках ломается юный Иванушка Бездомный (Петр Красилов, кстати, сыгравший главную роль в телесериале Бедная Настя ), с трудом отказывающийся от прежней беззаботной жизни, им исповедуется в своей трагической судьбе безвольный Мастер (Сергей Меркушев). В спектакле почти полностью убрана библейская линия: она как бы случайно возникает только дважды в больничном сне Иванушки, где он преображается в Иешуа, а Воланд в Понтия Пилата, и в видениях Маргариты (Рамиля Искандер). Что до знаменитой истории любви Мастера и Маргариты, то она становится наиболее яркой иллюстрацией экзамена, придуманного Воландом для человечества. Экзамена, где расплата за ложные ценности страшна, а наказание вполне может стать наградой. Как и случилось с Мастером и его возлюбленной, которым в финале даруется свет: почти незаметный, но разрывающий мрак отчужденности и непонимания, с которым так и не справились остальные пленники времени.

Захаровское театральное направление может существовать спокойно, ибо эстафету приняли достойные руки. Режиссерское мастерство Сергея Алдонина позволяет говорить об этом с уверенностью. В Мастере и Маргарите удивительным образом сочетаются интеллектуальное и чувственное. Атмосфера спектакля, полного музыки и движения (хореограф Светлана Воскресенская), будоражит. А тонкие переходы настроений позволяют прочувствовать богатство интонаций булгаковского романа. Да, быть может, некоторых возмутит легкость сценического изложения. Но ведь нигде не сказано, что серьезные вещи обязательно должны быть тяжеловесными.

4 и 5 ноября Мюзик-холла и Театр им. К.С. Станиславского представляют спектакль Мастер и Маргарита .
http://www.peterout.ru/news/masmarg

Hosted by uCoz