| ||||||||||||||||||||||
>>> Назад | ||||||||||||||||||||||
Тысяча и одна ночь Мастера и МаргаритыИскусство, как «наркотик»? Такое в последнее время встречается редко; обычно, посмотрев фильм или театральную постановку, ты выходишь после просмотра с сильными эмоциями, возможно даже одухотворенный, и еще долго вспоминаешь любимые моменты, тихонечко насвистываешь полюбившуюся мелодию, а порой и улыбаешься сам себе, вспоминаю очередную шутку. Тем не менее, ты вряд ли обратишься к этому произведению второй раз, и дело не в том, что в нем нет художественный ценности, нет, просто темп жизни обязывает многих не останавливаться на одном месте, а неустанно идти вперед, поглощая вновь возникающие произведения искусства. Ведь вокруг столько всего интересного, необъятного, манящего, стоит ли тратить попусту время на одно и то же? Ответ однозначный - стоит; некоторые творения заслуживают пристального внимания зрителей, не просто просмотра, а скорее неоднократного смакования, волнительного ожидания любимых реплик и моментов, легкой улыбки за несколько секунд до того, как зал взорвется от смеха. Все это о спектакле Сергея Алдонина «Мастер и Маргарита», о пленительном «наркотике», наполняющем театральные подмостки вот уже десять лет. В эту постановку проникаешь не сразу, но зато навсегда, и, выйдя из зала после первого знакомства со спектаклем, ты вдруг осознаешь, что хочешь вернуться обратно туда, где творится удивительная трагикомическая фантазия, где создается диковинное шоу, с шаманскими плясками и искрометным юмором. Мистическое в романе Булгакова воплотилось и в театральной постановке, спектакль манит тебя, притягивает своей чертовщинкой с такой силой, что уже невольно задаешься вопросом: уж не проделки ли дьявола это? Театральная постановка прославленного романа «Мастер и Маргарита» появилась давно, создавалась она в рамках Российской Академии Театрального искусства мастерской ГИТИСа Марка Анатольевича Захарова. Спектакль с успехом прошел проверку многими критиками, профессиональными режиссерами и, собрав награды, вскоре перешел из статуса студенческого спектакля, став полноправной, профессиональной постановкой на сцене театра им.Станиславского, где и идет уже на протяжении нескольких лет, продолжая с неизменным успехом собирать полные залы и приобретая новых поклонников. Состав спектакля на протяжении многих лет менялся, привлекая новых исполнителей и выпуская уже популярных известных артистов с именами. Так в «Мастере и Маргарите» раньше играли Олеся Железняк, Дмитрий Дюжев и Павел Деревянко, а теперь принимают участию такие актеры, как Сергей Алдонин, Сергей Фролов, Владис Гольк, Илья Исаев, Оксана Коростышевская и др. Поистине звездный состав с постоянным успехом привлекал толпы зрителей провести вечер в компании с булгаковскими героями, погрузившись в мистическую атмосферу романа. Вообще спектакль Сергея Алдонина действительно очень необычен, возможно, как и сама атмосфера книги. Безусловно, все эти 10 лет, на протяжении которых спектакль продолжал радовать зрителей, постановка претерпевала многочисленные изменения. Какие- то идеи появлялись во время репетиции, другие же шутки не проходил проверку временем, именно так, по частям, по отдельным кусочкам и собиралось это лоскутное одеяло. Именно поэтому, постановщик спектакля сумел воплотить, казалось бы невозможное: сохранить первооснову текста и добавить в спектакль столь необходимую на сегодняшний день современность. Не удивляйтесь, если услышите во время спектакля, как говорится, шутку на злобу дня. Феерический юмор, проникающая в глубины души музыка, минимум декораций, позволяющий сосредоточить все внимание только на актерах – вот те, составляющие успех спектакля «Мастер и Маргарита». Постоянный контакт со зрителем обеспечивает абсолютное духовное единение с актерами, к концу спектакля вдруг начинаешь осознавать, что где-то ты уже встречал всех этих людей, начинаешь ощущать себя внутри спектакля, чувствовать запах сигаретного дыма, испускаемого дьявольской компанией и аромат духов прекрасной Геллы. Зритель и сам в буквальном смысле принимает участие в спектакле, играя роль современных москвичей из булгаковского романа, вечно жаждущих наживы, но современная публика не обижается на отведенную ей роль, а, напротив, с радостью принимают приглашения от обаятельного конферансье в исполнении Сергея Фролова и выходят на сцену, принять участие в знаменитой постановке. Воланд в исполнении Сергея Алдонина, по совместительству режиссер – постановщик (дьявол и режиссер в одном лице), действительно король: он медленно и с чувством глубокого достоинства ходит по сцене мягкой поступью кошки, его жесты мягки, а взгляд иронично циничен. Воланд подлинно правит балом, не позволяя никому посягнуть на эту престижную должность. В спектакле сумели отобразить все временные пласты, представленные в романе, включая евангелевские главы, так реплики Пилата читает Воланд, а речь Иешуа вкладывают в уста поэта Бездомного. Многие упрекают спектакль в излишней шутливости, в поверхностном взгляде на роман великого писателя, однако стоит обратить внимание на то, как режиссер сам определил жанр спектакля «трагикомические фантазии по мотивам произведения», именно поэтому ожидать дотошного пересказа произведения – значит обречь себя на незнание заявленного жанра. Целью спектакля в первую очередь было желание передать атмосферу, царившую в булгаковской компании, этот спектакль-спектакль стилизация. Актеры постоянно шокируют зрителей, держат их в напряжении, порой выкидывая действительно озорные и дерзкие шутки, Фагот, встречающий гостей неблагополучной квартиры в белье и галстуке, Бегемот, танцующий ирландский танец в шотландской юбке, бесконечные ужимки, кривляния. Однако именно такие отступлении помогли создать в полной мере образ дьявольской компании, которая куролесит по свету, подобно студентам, сдавшим сессию и почувствовавшим вкус свободы. Но такое веселое, беззаботный ход спектакля неоднократно прерывается истинной болью по утраченной любви Мастера и Маргариты, их внутренними переживаниями и душевными терзаниями. И в конце постановки зритель, погруженный в атмосферу их любви прочувствовавший всю гамму их чувств, радуется тому, что эта пара будет жить вместе вечно, испив последний бокал вина вдвоем, и хоть огоньки их и погасли, зато музыка будет еще долго звучать в сердцах героев и зрителей. Выйдя из темного, впитавшего в себя аромат фантастического мира, зала не удивляйтесь щемящему чувству тоски, так внезапно обрушившемуся на вас. Это тоска по героям, по их шуткам, озорству и, несмотря на это, какому-то лирическому, понимающему отношению к жизни. Ощущение ностальгии продлиться до тех пор, пока вы не почувствуете в своих руках билет на спектакль и не поймете, что вот еще немного вы вновь встретитесь с безумной компанией друзей, устраивающей безумные встречи в стенах театра им.Станиславскгого. Спектакль, негодяи! Яна Суетина
|