|
— Режиссер сериала «Папины дочки» дал интервью специально для домодедовских телезрителей
— О режиссёре Сергее Алдонине Москва уже наслышана по его знаменитым театральным постановкам «Мастера и Маргариты», «Ромео & Джульетты», «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» и другим. Но если театр в силу разных обстоятельств посещают не все, то телевидение смотрят семьёй. Сериалы «Папины дочки», «Папа на все руки» и программа «Слава Богу, ты пришёл» стали любимыми.
— Почему так происходит, что одни спектакли и сериалы смотрят, а другие нет? Одна из причин - какой режиссёр их ставит… Так каким же должен быть режиссёр, у работ которого много поклонников?
— Сергей Эдуардович, а правда ли то, что на режиссёрский факультет не берут сразу после школьной скамьи?
— Это было раньше, а сейчас, мне кажется, стали брать почти всех подряд. На самом деле режиссура уже подразумевает житейский опыт - не по книжкам, а самому пройти.
— Много примеров, когда актёры становятся режиссёрами, не получая специального образования.
- Это нормально. Как говорил мастер моего курса в ГИТИСе М.А. Захаров (у Марка Анатольевича нет режиссёрского образования - авт.): «Я не знаю, как учить этой профессии, она настолько не изучена». Либо это есть в человеке, и он может объединять команду людей и что-то творить, либо нет. А остальное - ходишь по театрам, смотришь постановки и учишься, создавая свой стиль.
— Какими качествами характера должен обладать человек этой профессии?
— Личностное обаяние - это обязательно. А вот человек с мягким характером точно не сможет работать с актёрами, ведь многие из них считают себя гениями. А еще, сколько тому примеров было, учишься ты на курсе и вроде талантливый, и многое поставил, а выпустился и тебя сломали. Особенно в Москве, здесь очень многие не выдерживают. Радость же от этой работы приходит через много лет, всё остальное адский труд. Здесь нельзя потерять себя...
— А как вы поступили в ГИТИС?
— У меня уже было первое образование, актёрское, работал на тот момент в Челябинском драматическом театре. За неделю до спектакля решил съездить в Москву к знакомой, она, кстати, актриса. В столице не был давно, и решили погулять, проходим мимо ГИТИСа, а там такая толпа народа, подруга говорит: «Пойдем, посмотрим, как экзамены идут и кто набирает». Режиссёрско-актёрский набирал М.А.Захаров, решили попробовать, но я был абсолютно не готов. Оказалось, что набор режиссёров закончился вчера, но после нашего объяснения, что ехали издалека и опоздали, мне все-таки предложили представить работу (режиссёрский сценарий пьесы). А я даже не знал, что это такое. Пришлось ответить, что забыл, но привезу. Вышли, купили тетрадь и во дворике, напротив ГИТИСа, я написал двухактную работу по чеховской «Чайке». Просто до этого играл Треплева, и у меня было своё видение постановки. В общем, успели, принесли. «А можете что-то прочитать? У нас режиссёры только игровые». Что-то прочитал... Вот так и поступил.
— Кто на вашем курсе был любимчиком у Марка Анатольевича?
— Их можно вычислить так: к кому он хуже относится, кого больше ругает, тот и есть любимчик. Считали, что я у него в режиссёрской группе был таковым. В актёрской - Олеся Железняк, которая и сейчас работает в Ленкоме.
— В каком театре сейчас работаете?
— Пока мне удобнее всего в театре К.С. Станиславского, я там не в труппе, не в штате. На эту площадку я перенёс свой дипломный спектакль - «Мастер и Маргарита», который и по сей день идёт на этой сцене.
— Как создаёте настроение перед спектаклем?
— Если я чувствую, что сегодня все в плохом настроении, то веду себя по-другому, начинаю изображать, будто в прекрасном настроении, хотя его может, и нет.
— Чем руководствуетесь при подборе актёрского состава?
— Внутренние качества намного интереснее, нежели просто сходство актёра с персонажем.
— У вас на сцене много импровизации, как к этому относятся другие режиссёры и актёры?
— Обычно плохо относятся к импровизации те, кто не умеет её поставить, а таких много. Тяжело работать с актёрами, которые не умеют импровизировать. Верхом такой игры является, когда фразами, междометиями, просто взглядом заставить зал смеяться или плакать, ещё к высокому качеству относится, когда ты можешь добавлять слова, менять их, а более низкого качества - подавление текста с выходом за рамки времени, в котором играешь. Импровизация - это самая сложная вещь, актёры, которые не обладают ей, мне не интересны.
— Ваша первая работа на ТВ?
— Точно не помню, но, наверное, самая большая - «Золотой граммофон». Я не люблю телевидение. Просто ставлю шоу, а это уже снимается.
— Если у вас такое отношение к ТВ, как вы решили снимать сериалы?
— Я не хотел, меня уговорили. А потом затянула не сама съёмка, а актёрский состав. В тех же «Папиных дочках» и Андрей Леонов, и Ольга Волкова, и Татьяна Орлова. Мощный состав актёров-импровизаторов.
— Легко с ними работается?
— В основном, да. Они все хорошо подобранные люди, блатных не было! Набрали по кастингу.
— Говорят, что дети не играют, а живут, согласны вы с этим?
— Поначалу мы, конечно, использовали основу, исходя из характеров актёров, но два года на этом не вытянешь, надо, чтобы они чему-то учились. Там две девочки очень актёрские. Одна - Лиза Арзамасова, у неё опыт в фильмах на главных ролях большой. Она профессиональная актриса, может ей нигде дальше и учиться не стоит. Вторая - Катя Старшова, очень талантливая, она и поэмы наизусть читает, с таким выражением! Все девочки очень хорошие.
— Недавно к вам перешла программа «Слава Богу, ты пришёл!», после прежнего режиссёра поменяли что-то?
— Там не многое можно менять (сериал - аналог канадской программы – авт.). Но мы внесли главное - чтобы актёры могли отходить от текста. Я часто раньше смотрел и видел, как гость затрагивает интересную тему, которую можно развить, а актёр идёт по сценарию.
— Зарисовки пишутся под гостя?
— Этого я тоже требую, было бы интересней. Но очень сложно, в день снимается по две передачи, планируешь одного гостя, а он не может и всё срывается.
— Расскажите о своих планах.
— На ТВ – новая передача – игровая, с элементами экстрима в области человеческих чувств. Также придумываем сценарий для 12-14 серийного фильма. В театре начал постановку спектакля по малоизвестной пьесе Вуди Аллена со многими известными актёрами.
— С какой профессией можно было бы сравнить режиссуру?
— Со всеми. Но ближе всего - спортсмена, а скорее даже тренера. Ведь как в спорте, ты никогда не можешь предсказать, кто будет олимпийским чемпионом.
Беседовала Е. Бородянская, |