| ||||||||||||||||||||||
>>> Назад | ||||||||||||||||||||||
Воланд против ОбломоваМолодые выбирают героев своего времениТакими Мастера и Маргариту видела Надя Рушева После новогоднего успеха фильма «Стиляги» о том, чем жила молодежь в 50-е годы XX века, невольно задумаешься о ее нынешних предпочтениях. Поколение детей, рожденных в эпоху перестройки, мало изучено и сильно мифологизировано. Чтобы разобраться в умонастроениях молодых людей 17—25 лет, мы, не претендуя на социологические лавры, попросили 100 человек — посетителей сайта «Одноклассники» и «В контакте» — выбрать любимый роман из отечественной классики. 60 из них своей настольной книгой признали «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. По данным работников Дома-музея Булгакова, этот роман с конца 90-х годов XX века переживает второй читательский бум после оглушительного успеха первой публикации в 1967 году в журнале «Москва». По данным нашего опроса, совсем не созвучны молодым сердцам «Анна Каренина», «Обломов», «Мертвые души». Романы о героях-жертвах не привлекают молодого читателя. Вот что, например, говорит Наталья Бушуева, 25 лет, о романе «Обломов»: «Я не понимаю, когда книги посвящают лентяям. Книги должны вдохновлять, увлекать. Зачем мне хлам, который будет тянуть меня на дно!» Софья Колеватых, 17 лет: «Главная мысль, которую я вынесла из романа «Обломов»: если всю жизнь лежать на диване и мечтать, ничего сверхъестественного не произойдет и мечты так и останутся мечтами. И это касается не только каких-то материальных вещей, но и любви, друзей». Не мыслится нынче лидером человек, который, как Обломов, всеми силами защищается от активной жизни. Анна Каренина раздражает тем, что постоянно «грузится» вопросами «Где же здесь человек?» и «Когда же жить?» и в борьбе с собственной судьбой приходит к тому, чтобы «погасить свечу жизни». Слабохарактерная плеяда деградантов из «Мертвых душ» также не вызывает интерес детей эпохи стабильности. Отсутствие экшна, юмора и хеппи-энда им не по вкусу. А вот «Мастера и Маргариту» любят давно и преданно. Во-первых, потому, что «Мастер и Маргарита» — это история в привычном для молодежи формате мироосвоения — в формате 3D. Красочное трехмерное изображение мира земного, библейского и космического вкупе с возможностью интерактивного путешествия по их объектам принимается компьютерным поколением на ура. Вот что говорит об атмосфере романа Софья Трошина, 22 года: «Очаровало вот это ощущение второй реальности, которая может пересекаться с привычной. Что эти пересечения могут произойти буквально здесь и сейчас. В центре Москвы, в обыкновенной квартире, с обыкновенными соседями, среди обыкновенных горожан». А во-вторых, роман любим, потому что его герои видятся нашими современниками. Героями времени молодежь признает Маргариту, Понтия Пилата и Воланда. Персонажей, безусловно, сложносочиненных, поэтому наиболее жизнеподобных. В которых намешаны всякие краски, где добродетель соседствует с жестокостью, а способность чувствовать по-настоящему окончательно не утрачена. Маргарита — земная грешная женщина без предрассудков, которая ругается как извозчик и не прочь пококетничать с мужчинами. Она замужем, но любит другого. И она готова бороться за свою любовь до конца, пройти огонь и воду. Любовь очищает и придает смысл ее жизни. Любовь, по Булгакову, наряду с творчеством и есть ключ к спасению наших душ, дорога к постижению «третьего измерения» бытия. Понтий Пилат — прокуратор, находится в борьбе между долгом и совестью. Зная, что Иешуа не виновен, он все-таки отправляет его на казнь. Он пошел против своей природы — и поэтому наказан. Кате Семенниковой, 20 лет, близок Пилат, потому что «он — человек, который не верит в то хорошее, что внутри него есть, поэтому и в духовность окружающих не верит». Одно такое признание говорит о непростых процессах, происходящих в юных душах. Молодые читатели так же попадают под обаяние образа Воланда. «Для меня идеал, — пишет Фролкова Виктория, 18 лет, — это Воланд. Он знает жизнь и старается людям внушить то, что когда-то внушал и Иисус, — что тщеславие, прелюбодеяние, алчность и прочее — это грехи. И за них тебя ждет расплата». «Это человек, который ведет себя так, как считает нужным», — пишет Шлепина Надежда, 18 лет. Он, конечно, творит зло, но зло необходимое, и совершает этим благо». Очень уж похоже это объяснение на нынешнюю трактовку культа Сталина. Действительно ли Воланд у Булгакова является прообразом Сталина, мы поинтересовались у Бенедикта Сарнова, автора романа «Сталин и писатели»: — Интеллигенты, которые до сих пор инстинктивно стремятся понять «мистический» смысл любой деспотии, вроде сталинского «кровавого безумия», непроизвольно отождествили всевластие Воланда с всевластием Сталина. На самом деле трудно выдвинуть предположение более далекое и враждебное самой сути выстроенной Булгаковым системы мироздания. Дух сталинщины никогда не казался Булгакову «священным безумием» Воланда. Он всегда был для Булгакова «тоскливой пошлостью». И отнюдь не Воланд, а Берлиоз был для него наиболее абсолютным воплощением этого духа. Именно Берлиоз воплощает в себе представление о мире, которым свыше никто не управляет и поэтому все дозволено. О мире, где посягательство на чужую жизнь именуется безликим словом «ликвидировать», а слово «грех» неизменно берется в иронические кавычки. И именно эта Берлиозова концепция мироздания лежит в основе будничных рассуждений «товарища И.В. Сталина». Это важное знание говорит нам о том, что и среди нынешнего поколения молодежи не перевелись еще интеллигенты, которые склонны вкладывать веера смысла во что угодно, дабы только сохранить в себе надежду, что жизнь устроена правильно, а не «вообще никак». Выбор молодых людей мы попросили прокомментировать экспертов, хорошо знакомых с романом «Мастер и Маргарита». Комментарии
Есть, конечно, много других хороших духовных книг в классическом списке, но они написаны в традиционной форме, и их читать сложно современному обывателю. Великое мастерство Булгакова в том, что для достойных мыслей он нашел занимательную форму. И в мире, где общество ищет быстрых ответов на серьезные вопросы, — Булгаков незаменим. Его популярность среди современной молодежи говорит об их духовной живучести, о том, что не убил их душу компьютер». Сергей Алдонин, актер и театральный режиссер постановки «Мастер и Маргарита» в Театре им. Станиславского: «Роман особенно интересен в переломное кризисное время. Ведь он рассказывает о том, как люди поступают в довольно экстремальной для себя ситуации, в такой, как визит Воланда в Москву. Для молодых читателей роман интересен, мне кажется, тем, что он — классическое фэнтези. Ты читаешь и зримо представляешь яркие картинки. Более того, ты как-то интуитивно ощущаешь их правдивость, чувствуешь величие автора. К тому же роман с юмором написан, что важно. Страшные вещи без юмора сейчас не воспринимаются. Иначе зачем жить, если Земля равно Ад. И это Булгаков хорошо понимал. К тому же Булгакова ты все-таки ощущаешь как своего современника, веришь ему. Если Гоголь, например, далеко и он уже у каждого свой, то Булгаков пока еще очень близок к нам». Артемий Троицкий, музыкальный критик: «Мастер и Маргарита» — это хороший пример того, как культовые произведения, элитарные по своей сути, могут перейти в разряд попсы. То, что раньше интересовало отдельные группы людей, сейчас переходит в сферу общественного интереса. А если вспомнить, какие проблемы поднимает роман «Мастер и Маргарита, то это положительная тенденция. Оксана Смилкова, профессор Академии изящных искусств им. Л. Яначека в Чехии, режиссер постановки романа «Мастер и Маргарита»: Роман «Мастер и Маргарита» — это светская Библия. И в модности романа я не вижу ничего дурного. В нем — наша тяга к Возрождению в духовном отношении, тяга к настоящим христианским ценностям: таким как любовь, милосердие, сострадание, стойкость, мужество, истинное бескорыстное творчество. Мария Однолетко
|