>>> Назад   О спектакле  Сергей Алдонин  Участники проекта  С нами работали  Фотографии спектакля  Пресса и отзывы  события  Форум  Контакты  Ссылки

Испанский парикмахер

Российский академический молодежный театр (РАМТ) показал премьеру спектакля «Севильский цирюльник» по пьесе Пьера Бомарше. Это дебют на профессиональной сцене ученика Марка Захарова Сергея Алдонина.

Напрасно все-таки некоторые скептики утверждают, что театральные школы сегодня неотличимы друг от друга и что молодые режиссеры учатся не столько у руководителей своих институтских курсов, сколько у жизненных обстоятельств. Зря это говорят. Даже если заранее не знать, что молодой режиссер Сергей Алдонин учился в гитисовской мастерской Марка Захарова, его спектакль «Севильский цирюльник» недвусмысленно выдает в дебютанте прилежного ученика худрука «Ленкома». Может быть, особенно очевидно это оттого, что последним, кто с размахом ставил в Москве Бомарше, был именно Захаров со своей «Женитьбой Фигаро». Кстати, события «Цирюльника» как бы предшествуют коллизиям «Женитьбы», гораздо лучше знакомой зрителю благодаря телеверсии старого спектакля с Андреем Мироновым. И теперь любознательный зритель может наконец узнать, каким образом граф Альмавива при помощи Фигаро женился на своей Розине, одурачив ее старого опекуна.

Алдонин действительно хорошо усвоил некоторые принципиальные уроки мастера. Состоящие, в частности, в том, что зрителя надо сразу чем-то заинтересовать, а потом уже не давать опомниться ни на минуту, все время встряхивая, теребя и развлекая в принудительном порядке. Поэтому персонажи без устали дурачатся и несут всякую нахальную отсебятину, задействована пиротехника, через сцену то и дело вихрем проносится оркестр; лишь упомянутая в тексте экономка Марселина материализуется в виде комической ядреной бабищи, доктора обзывают то педиатром, то дерматологом, «тщетная предосторожность» (второе название пьесы) трактуется как «напрасное предохранение» etc. Зрелище получается гораздо живее бессмертной комедии Бомарше, которую, вообще-то, сегодня без допинга не одолеешь.

Самое заметное отличие ученика от учителя состоит в том, что Захаров не чужд разным идейно-историческим аллюзиям вообще, а его Бомарше, в частности, увенчивался залпом пушки и появлением обнаженной по пояс свободы на баррикадах. Сергей Алдонин — из поколения next, он более прагматичен и развлекает зал без всяких задних мыслей. Конечно, у федерального РАМТа ленкомовских возможностей нет, поэтому все выглядит гораздо скромнее, без навязчивого развратного шика. Однако вынужденные потери эстетики, кажется, компенсированы приобретением в лице актрисы Ирины Низиной, отлично играющей Розину.

Посмотреть на хорошую актрису стоит любому, но у спектакля в целом все-таки более узкий адрес. «Цирюльник» предназначен только тем, кто любит, чтобы его сосредоточенно щекотали в четыре руки. «Я вся обсмеялась»,— на лестнице школьница делилась впечатлениями с одноклассницей. Критикам, в отличие от девушки, приятнее, когда молодые режиссеры дебютируют с какими-нибудь амбициозными, пусть и сумбурными идеями. С другой стороны, иногда приятно, что кто-то усаживается за режиссерский столик только потому, что у него теперь работа такая.

Hosted by uCoz