>>> Назад   О спектакле  Сергей Алдонин  Участники проекта  С нами работали  Фотографии спектакля  Пресса и отзывы  события  Форум  Контакты  Ссылки

Маэстро, урежьте марш

Вдогонку фестивалю «Театральная площадь»

Затеять сегодня театральный фестиваль - дело нехитрое. Гораздо сложнее это дело продолжать. Поэтому определенного уважения заслуживают те идеи, которым удалось пережить как минимум цифру "два". Например, фестиваль "Театральная площадь" проводится уже третий год.

В нынешней программе возникли определенные новшества. Первое - расширение жанровых рамок: помимо спектаклей, в программу была включена выставка. Свои запоминающиеся работы представил на ней ведущий московский театральный фотограф Михаил Гутерман.

Собственно же театральная афиша на этот раз представляла творчество преимущественно молодых режиссеров. В фестивале принял участие Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина (работа Владимира Агеева "Игра в классики"). Кроме того, публика увидела спектакли Юрия Урнова ("Раздетые", творческая группа "Ласки"), Оксаны Горюновой ("Морфий" и "Веселая наглость", Театр "ДРАМатическая АНТРЕприза"), категорию "Мэтр" представлял Театр-студия "Человек" последней премьерой "Зигзаги". Но поскольку наша газета в разное время уже писала обо всех этих спектаклях, имеет смысл подробнее остановиться только на одном. А именно - на состоявшейся в рамках фестиваля премьере "Мастер и Маргарита" в постановке Сергея Алдонина (совместный проект Театра им. Станиславского и Независимого творческого объединения "ALLDONE").

Думается, многие театралы помнят, как несколько лет назад по Москве пронесся слух, что в ГИТИСе компания студентов мастерской Марка Захарова играет любопытный спектакль "Мастер и Маргарита". Искрометный юмор в сочетании с щемящей грустью, слаженный актерский ансамбль, оригинальная режиссура - все это привлекало к "Мастеру..." пристальное внимание. Поэтому идея восстановить спектакль была рискованной. Удастся ли повторить успех? Ведь большая сцена - это не ГИТИСовская аудитория, и то, что прекрасно работало в камерном пространстве, могло уйти, рассеяться. Но состоявшаяся премьера развеяла все сомнения и подтвердила состоятельность и актуальность режиссерского замысла.

Можно сказать сразу: педантам от литературы и любителям канонических прочтений на спектакле делать нечего. Ибо текстовая композиция до такой степени вольна, что можно заподозрить пресловутую "адаптацию". Но нет: строчки булгаковского романа неспроста считаются наделенными мистической силой - они словно бы сами вдруг перетасовались и легли в другом порядке, не утеряв при этом ни грамма значимости. А вся чертовщина вышла на первый план, закрутив действие по своему усмотрению. Сценический мир всецело отдан во власть Мессиру Воланду (Андрей Сычев), мрачному и элегантному господину, чей взгляд обладает рентгеновской проницательностью, а голос с легкостью отчеканивает пророчества.

Воланд - абсолютный хозяин Вселенной, ему не свойственны внутренние противоречия, хотя и расстраивает состояние дел вокруг. Желая распознать человечество получше, Князь Тьмы и его разудалая компания (Гелла - Елена Морозова, Азазелло - Владислав Гольков, Фагот - Сергей Алдонин, Бегемот - Павел Деревянко), внешним видом и манерами напоминающая пресловутых "стиляг", преображаются то в санитаров клиники Стравинского, то в безжалостных работников Массолита. Они аккуратно провоцируют гибель раздувшегося от собственной спеси Миши Берлиоза (Сергей Фролов), в их руках ломается юный Иванушка Бездомный (Михаил Ефимов), с трудом отказывающийся от прежней беззаботной жизни, им исповедуется в своей трагической судьбе безвольный Мастер (Алексей Юдников). В спектакле почти полностью убрана библейская линия: она как бы случайно возникает только дважды - в больничном сне Иванушки, где он преображается в Иешуа, а Воланд - в Понтия Пилата, и в видениях Маргариты (Екатерина Волкова). Что до знаменитой истории любви Мастера и Маргариты, то она становится наиболее яркой иллюстрацией экзамена, придуманного Воландом для человечества. Экзамена, где расплата за ложные ценности страшна, а наказание вполне может стать наградой. Как и случилось с Мастером и его возлюбленной, которым в финале даруется свет: почти незаметный, но разрывающий мрак отчужденности и непонимания, с которым так и не справились остальные пленники времени.

Захаровское театральное направление может существовать спокойно, ибо эстафету приняли достойные руки. Режиссерское мастерство Сергея Алдонина позволяет говорить об этом с уверенностью. В "Мастере и Маргарите" удивительным образом сочетаются интеллектуальное и чувственное. Атмосфера спектакля, полного музыки и движения (хореограф Светлана Воскресенская), будоражит. А тонкие переходы настроений позволяют прочувствовать богатство интонаций булгаковского романа. Да, быть может, некоторых возмутит легкость сценического изложения. Но ведь нигде не сказано, что серьезные вещи обязательно должны быть тяжеловесными.

Газета «Культура» №10 (7267) 15 - 21 марта 2001г.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=339&rubric_id=206&crubric_id=100422&pub_id=172782

 

Hosted by uCoz